Антимонопольная служба одолела РЖД

Руководитель судебной практики «Инфралекс» Юлия Карпова прокомментировала порталу «Право.ру» громкое дело о злоупотреблении РЖД доминирующим положением на рынке грузоперевозок. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ (ВС) поддержала Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая обвинила РЖД еще в 2010 году. Это дело судьи Высшего арбитражного суда (ВАС) передали в президиум буквально за несколько дней до упразднения суда, предлагая пересмотреть дело в пользу РЖД. Верховный суд, однако, с аргументами судей ВАС не согласился.

Многолетняя тяжба ОАО «РЖД» с ФАС стала одним из наиболее громких дел, переданных в ВС по «наследству» от упраздненного ВАС. Четыре года назад в ФАС поступило 42 обращения со стороны компаний-грузоотправителей, прокуратуры, органов исполнительной и законодательной власти с жалобами на рост цен за услуги РЖД по перевозке грузов. ФАС пришла к выводу, что при фактическом избытке железнодорожных вагонов на рынке был искусственно создан их дефицит. Увеличение стоимости перевозки составило до 30% и выше, сообщает «Право.ру». Эта ситуация возникла в ходе реформы РЖД: услуги по перевозке стали оказывать дочерние компании холдинга – ОАО "Первая грузовая компания" и ОАО "Вторая грузовая компания", которым головная компания перенаправляла заказы. ФАС, однако, посчитала, что РЖД при необходимости должна была привлекать для оказания услуг вагоны своих "дочек", а не перенаправлять им заказы.

Дело об оспаривании решения ФАС рассматривалось не сколько раз, решение дважды признавал недействительным Арбитражный суд Москвы. Суд ссылался на реформу железнодорожного транспорта, в соответствии с которой грузовые вагоны РЖД были переданы в уставный капитал дочерних обществ, и принудительное исполнение обязанности привлекать их нарушало права госкомпании. Апелляционный и кассационный суды вынесли решение в пользу ФАС. По их мнению, РЖД как субъект естественной монополии не вправе был отказывать в перевозке, ссылаясь на отсутствие вагонов. Коллегия судей ВАС передала дело в президиум, полагая, что с 2010 года у РЖД уже отсутствовал парк грузовых вагонов, но свою публичную обязанность по представлению вагонов для перевозок компания выполняла, перенаправляя заявки грузоотправителей в дочерние компании.

Коллегия по экономическим спорам ВС прислушалась к доводам ФАС: отказ РЖД выполнить заявки грузоотправителей на предоставление вагонов нарушает пп. 3, 4 и 5 ч. 1 10-й статьи закона о защите конкуренции. Тут и навязывание контрагенту невыгодных условий договора, и экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, и уклонение от заключения договора, если возможность его исполнения есть или необходимость прямо установлена законом. По мнению ФАС, реформа железнодорожного транспорта не отменяет положения статьи 426 ГК РФ о публичном договоре и не снимает с РЖД – субъекта естественной монополии – обязанности по обеспечению перевозок грузов в своих вагонах.

«Руководитель судебной практики юридической фирмы "Инфралекс" Юлия Карпова сомневается в обоснованности позиции второй кассации. "Позиция ФАС о наличии у РЖД обязанности привлекать подвижной состав действительно противоречит программе структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384", – говорит она».
«Право.ру»
Поделиться