Конституционный суд посчитал ненормативное нормативным - Новости - Инфралекс

Конституционный суд посчитал ненормативное нормативным

Photo: Depositphotos
Партнер ИНФРАЛЕКС Артем Кукин прокомментировал газете «КоммерсантЪ» решение Конституционного суда РФ (КС). Суд разрешил оспаривать ведомственные акты, содержащие разъяснения законодательства, но формально не относящиеся к нормативным правовым актам. Таких разъяснений много в налоговой сфере, но порядок их оспаривания до сих пор не был урегулирован. Высший арбитражный суд (ВАС), отметил Артем Кукин, исследовал такие разъяснения по содержанию, а Верховный суд РФ (ВС) смотрит прежде всего на порядок издания акта.
Вчера КС провозгласил постановление по делу о проверке конституционности п. 1 ч. 4 ст. 2 закона «О Верховном Суде РФ». С жалобой обратилось ОАО «Газпром нефть» в связи с разъяснениями налогового законодательства, которые дала в своем письме Федеральная налоговая служба. Письмо формально не являлось нормативным актом, но содержало предписания нормативного характера. ВС проверять законность письма отказался по формальным основаниям.

КС в своем постановлении посчитал такую практику недопустимой. По мнению КС, суды не должны ограничиваться установлением формальных признаков нормативного акта, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права заявителей. КС отметил масштаб проблемы: разъяснения законодательства часто не облекаются в форму нормативных актов, что создает препятствия для их обжалования. При этом не установлены ни четкая компетенция, ни основания, условия и процессуальный порядок оспаривания актов федеральных органов исполнительной власти, являющихся актами разъяснения законоположений, наделенных нормативными свойствами.

Положение п. 1 ч. 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде РФ» признано неконституционным в той мере, в какой оно позволяет отказывать в судебной проверке разъяснений законодательства по формальным основаниям. Федеральному законодателю КС предписал внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление особенностей судебного рассмотрения дел об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства, которые формально не являются нормативными правовыми актами, но фактически обладают нормативными свойствами. До внесения этих изменений дела должны рассматриваться в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством для оспаривания нормативных правовых актов.

С оспариванием писем Минфина, разъяснявших налоговое законодательства, но формально не являвшихся нормативными актами, ВАС столкнулся еще 2006-2007 годах. В трех делах, прошедших через президиум ВАС, постепенно был выработан подход, позволивший выявлять нормативное содержание разъяснений и оценивать письма как нормативные акты. Об этих делах вспомнил Артем Кукин:

«Проблема оспаривания ведомственных актов, формально не являющихся нормативными, но содержащих нормативные предписания, существует давно. Президиум Высшего арбитражного суда еще в 2006-2007 годах рассматривал дела о письмах Минфина, разъяснявших налоговое законодательство, и стал исследовать эти письма не по формальным критериям, а по содержанию. ВС смотрит прежде всего на порядок издания акта. Сейчас масштаб проблемы признал КС, посчитав такую практику несправедливой и несоразмерной",— отметил партнер юридической фирмы "Инфралекс" Артем Кукин.»

«КоммерсантЪ»
Поделиться