Краудфинансирование: индустрия и правила регулирования в России

Бурное технологическое развитие и популяризация цифровой экономики в последние годы в России привели к появлению новых экономических рынков. Эти тенденции вместе с потребностью участников экономических отношений в поиске новых способов инвестирования и привлечения денежных средств привели к возникновению новой индустрии – инвестиционных платформ.

Рынок инвестиционных платформ в России

С 2015 года Банк России осуществляет мониторинг объема рынка инвестирования через информационные платформы на основе добровольно представленных операторами данных.

В соответствии с представленной Банком информацией, в течение последних 4 лет наблюдался значительный рост объема рынка в этой части FinTech индустрии. Незначительный спад был в 2019 году и был связан с уходом с рынка крупного недобросовестного игрока, при этом общая тенденция роста сохраняется.

Участники рынка краудфинансирования в России

Согласно исследованию Ассоциации операторов инвестиционных платформ по состоянию на январь 2020 года рынок инвестиционных платформ в России представлен следующими компаниями:

Среди представленных на карте компаний есть как те, что начали свою деятельность по организации краудфинансирования еще в 2015 году, так и новые крупные игроки, которые только недавно вышли на рынок (СберКредо).

Операторы инвестиционных платформ – правовой статус

Несмотря на то, что первые инвестиционные платформы в России начали предоставлять доступ участникам с 2015 года, вплоть до 1 января 2020 года данный вид деятельности по содействию в привлечении инвестиций никак не был урегулирован, а инвестиционные платформы работали в так называемой «серой зоне».

Сложившаяся ситуация порождала повышенные риски для всех участников экономических отношений и делала невозможным устойчивое развитие такого перспективного направления в инвестировании денежных средств.

Для решения этой проблемы был принят Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»), который содержит основные понятия и регулирует деятельность, связанную с коммерческим инвестированием денежных средств через платформы, размещенные в сети «Интернет».

Закон вступил в силу с 1 января 2020 года.

Закон регулирует деятельность по привлечению инвестиций коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями посредством инвестиционных платформ, устанавливает правовые основы деятельности инвестиционных платформ, а также требования к инвестиционной платформе, ее оператору и участникам – инвестору и привлекающему лицу. При этом регулирование «частного» краудфандинга (безвозмездные пожертвования, не связанные с предпринимательской деятельностью) по-прежнему остаются за рамками специального регулирования.

Начиная с 1 января 2020 года, компании, которые только хотят войти на рынок краудфинансирования, должны быть включены в реестр операторов инвестиционных платформ, а все действующие на рынке игроки обязаны до 1 июля 2020 года привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями, установленными для операторов инвестиционных платформ.

Как стать оператором инвестиционной платформы?

С началом действия Закона деятельность по организации привлечения инвестиций с использованием инвестиционных платформ должна соответствовать новым правилам:

Оператор инвестиционной платформы:

Таким образом, в настоящий момент перед компаниями, которые ведут деятельность по организации привлечения инвестиций, остро стоит ряд актуальных задач по приведению своей деятельности в соответствие с требованиями Закона.

Роль оператора инвестиционной платформы

Схематично отношения участников инвестиционной платформы по привлечению финансирования выглядят следующим образом: между инвестором и привлекающим лицом заключается договор инвестирования с использованием инфраструктуры инвестиционной платформы путем принятия инвестиционного предложения привлекающего лица и перечисления на его банковский счет денежных средств инвесторов.

Оператор, в свою очередь, осуществляет деятельность по организации привлечения инвестиций посредством заключения договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций с лицами, привлекающими инвестиции, а также договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании с инвесторами. Оба договора являются договорами присоединения. Оператор должен будет определить их условия в правилах инвестиционной платформы. Услуги инвестиционной платформы могут быть платными или бесплатными в зависимости от правил конкретной инвестиционной платформы.

Юридическое оформление деятельности оператора

Установленные законодательством правила требуют от операторов инвестиционных платформ осуществления целого комплекса действий, выполнить которые без юридического сопровождения практически невозможно.

Пакетное решение по юридическому сопровождению деятельности Оператора, как правило, включает:

  1. Сопровождение процедуры включения оператора в реестр операторов инвестиционной платформы
  2. Разработку и утверждение правил информационной платформы
  3. Разработку и утверждение типового инвестиционного предложения
  4. Составление типовых договоров:
    • договор об оказании услуг по содействию в инвестировании (Оператор – Инвестор);
    • договор об оказании услуг по привлечению инвестиций (Оператор – Привлекающее лицо);
    • договор инвестирования (Инвестор – Привлекающее лицо)

Вывод

Рынок альтернативных способов привлечения финансирования находится в фазе активного роста и привлекает внимание инвесторов, заемщиков и потенциальных операторов платформ. Внедрение нормативного регулирования краудинвестирования влечет необходимость для всех участников этого рынка привести свою деятельность в соответствие с требованиями Закона, ряд положений которого содержат принципиально новые для отрасли требования.

Скачать