Новеллы УК РФ и КоАП в связи с COVID-19|Legal Alert

1 апреля 2020 г. Президент Владимир Путин подписал закон о поправках к Уголовному кодексу и Кодексу об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушения требований безопасности, возникших в связи с пандемией вируса COVID-19.

После того, как Президент Российской Федерации объявил нерабочей неделю с 30 марта по 5 апреля в связи с эпидемией коронавируса возникло много споров, как стоит истолковывать эту меру. 29 марта 2020 года ближе к вечеру мэр Москвы принял указ № 39-УМ «О внесении изменений в указ мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ», согласно которому уже с 30 марта было резко ограничено перемещение людей и транспорта по столице России. В частности, были введены ограничения на работу торговых центров, организаций общественного питания, организаций розничной торговли, салонов красоты, стоматологических клиник и иных объектов (с некоторыми исключениями). Кроме того, гражданам предписано оставаться дома, за исключением посещения работы, если работа соответствующих предприятий не остановлена, оказания неотложной медицинской помощи, походов в магазин, выгула домашних животных, выноса отходов.

В связи с этими жесткими ограничениями возник вопрос об их законности и достаточных полномочиях мэрии Москвы для введения подобных мер. Мэрия сослалась на п. 10 ст. 4.1. Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ, согласно которому при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации высшее должностное лицо субъекта РФ может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, которое в свою очередь может ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации, приостанавливать деятельность организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации и осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Однако принятые меры, в частности, ограничение перемещения людей внутри Москвы, выходят за рамки указанных полномочий. Вероятно, чтобы устранить возникшую правовую неопределенность Правительство в срочном порядке 26 марта 2020 года внесло в Государственную Думу законопроект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 931192-7, который в ускоренном порядке был рассмотрен и принят Государственной Думой и по состоянию на 1 апреля 2020 года находится на рассмотрении в Совете Федерации.

Данный закон наделяет Правительство РФ рядом полномочий по регулированию жизни страны в условиях эпидемии. В частности, Правительство получило право введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации или ее части, а также право принимать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (новые подпункты а1 и а2 в статье 10 Федерального закона № 68-ФЗ).

Кроме того, в закон были добавлены полномочия органов власти субъектов РФ устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения на территории своего субъекта, а также дополнительные правила поведения помимо правил, установленных Правительством РФ (новые подпункты у) и ф) в статье 11 Федерального закона № 68-ФЗ). Представляется, что это изменение должно снять споры о законности и обязательности ранее принятых указов мэра Москвы и аналогичных нормативно-правовых актов других субъектов РФ.

Еще одной важной поправкой, появившейся в ходе второго чтения законопроекта, является новый подпункт 11 в статье 11 Федерального закона № 68-ФЗ, который устанавливает приоритет федеральных правил поведения в режиме повышенной готовности или чрезвычайной ситуации перед региональными правилами. Скорее всего, мэру Москвы и другим руководителям регионов придется скорректировать ранее изданные правила после принятия соответствующих актов на федеральном уровне. Поскольку всегда существует неопределенность относительно того, что является дополнительным правилом, а что прямо противоречит федеральным правилам, в будущем могут возникнуть различные споры при применении отдельных норм.

Нарушение правил карантина

Принятым 31 марта 2020 г. законопроектом введена статья 20.6.1 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, где может возникнуть чрезвычайная ситуация (например, эпидемия) или в зоне уже введенной чрезвычайной ситуации.

Данная норма предусматривает санкцию в виде штрафа для граждан в размере от 1 до 30 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. руб., для ИП – от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для организаций – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

При этом совершение данного правонарушения впервые, но с тяжкими последствиями в виде вреда здоровью или имуществу, а также повторное привлечение по данной статье грозят более высокими штрафами. Так, для граждан – в размере от 15 тыс. до 50 тыс. руб., для должностных лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб., а также альтернативное наказание в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет, для ИП – от 500 тыс. до 1 млн. руб. или альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток, для организаций – от 500 тыс. до 1 млн. руб. или альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Возбуждать дела об административных правонарушениях по данному составу будут должностные лица МЧС, а также органы исполнительной власти субъектов РФ.

Строгий контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил

Исключение из нарушений правил карантина составляет нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое является отдельным правонарушением (ст. 6.3 КоАП РФ). Максимальное наказание за данное правонарушение для граждан предусмотрено в виде штрафа в размере до 300 тыс. руб., для должностных лиц – до 500 тыс. руб., для ИП и организаций – до 1 млн руб.

В новой редакции также изложена ст. 236 УК РФ («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»), ответственность по которой существенно ужесточена до 7 лет лишения свободы максимального наказания.

Она будет наступать за нарушения санитарно-эпидемиологических правил, которые по неосторожности повлекли наступление следующих последствий (в зависимости от тяжести):

Действия, которые нарушают специальные нормы – санитарно-эпидемиологические правила. Согласно ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), в России действуют два вида санитарных правил:

Таким образом, для наступления уголовной ответственности по ст. 236 УК РФ необходимо нарушение лицом запрета или обязанности, возложенной на него санитарно-эпидемиологической нормой.

Как правило, указанные правила распространяются на органы власти и юридические лица, деятельность которых может быть связана с угрозой распространения заболеваний.

Но иногда такие правила вводятся и для граждан. Например, последним постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» граждане обязаны соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси (пункт 6). При этом постановление не содержит срока действия данной обязанности.

Будет ли наступать уголовная ответственность за несоблюдение режима изоляции?

Да, это возможно. Уголовная ответственность за уклонение от изоляции может наступать в следующих случаях:

Случай 1. В отношении лица было вынесено постановление об изоляции.

Статьей 33 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат изоляции.

Согласно п. 1 ст. 51 этого закона, изоляция таких лиц производится на основании мотивированного постановления главного государственного санитарного врача или его заместителя.

То есть, если в отношении лица (например, человека, контактировавшего с больным коронавирусом) было вынесено постановление об изоляции, то нарушение этого режима является нарушением санитарно-эпидемиологических правил и при наступлении общественно опасных последствий может повлечь наступление уголовной ответственности по ст. 236 УК.

Случай 2. Лицо прибыло на территорию России в период пандемии.

Для таких лиц обязанность соблюдать изоляцию в домашних условиях (нахождению в изолированном помещении, позволяющем исключить контакты с членами семьи и иными лицами, не подвергнутыми изоляции) сроком на 14 календарных дней установлена пунктом 2.3 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2020 № 57771).

Если лицо, прибывшее в Россию, нарушит требования самоизоляции, и наступят тяжкие последствия, то возможно привлечение к уголовной ответственности.

В иных случаях нарушения изоляции может наступать только административная ответственность.

Между тем, в СМИ последнее время появляется информация о том, что ст. 236 УК применяется к лицам, которые нарушили условиях домашней изоляции, установленной на основании указа Мэра г. Москвы о введении режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Необходимо подчеркнуть, что названный указ не является источником санитарно-эпидемиологических правил, в связи с чем его нарушение не влечет уголовной ответственности.

За нарушение режима самоизоляции, установленного названным указано, должна наступать административная ответственность по новой ст. 20.6.1 КоАП РФ (Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения).

Впрочем, как считают адвокаты Практики уголовного права и процесса «Инфралекс», учитывая напряженную социальную обстановку и спорный характер вводимых норм, нельзя полностью исключить ошибки в квалификации при привлечении граждан и организаций к ответственности за нарушения в период пандемии.

Борьба с фейк-ньюc

Принятые депутатами Госдумы РФ поправки к УК и КоАП РФ ужесточают ответственность за публичное распространение ложных данных как гражданами, так и организациями в случае распространения информации посредством СМИ.

В частности, в законопроектах предусматривается повышенная ответственность за совершение следующих преступных деяний и административных правонарушений:

Ст. 207.1 УК Ст. 207.2 УК         13.15 КоАП РФ

Наказуемые действия

Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об:

  • обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан
  • мерах по обеспечению безопасности
  • приемах и способах защиты от таких обстоятельств

Публичное распространение под видом достоверных сведений заведомо ложной общественно значимой информации

Распространение в СМИ под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности и др. (ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП), а также распространение в СМИ заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений (ч. 10.2 ст. 13.15 КоАП)

Наступление последствий

Не требуется

Часть 1 ст. 207.2: неосторожное причинение вреда здоровью человека

Часть 2 ст. 207.2: наступление смерти человека ввиду неосторожности или иные тяжкие последствия

Часть 10.1 ст. 13.15 КоАП: наступления последствий не требуется, наказуемо само по себе деяние.

Часть 10.2 ст. 13.15 КоАП:

  • причинение вреда здоровью человека или имуществу
  • массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности
  • прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспорта, социальной инфраструктуры, банков, объектов энергетики, промышленности или связи

Размер наказания

Штраф в размере от 300 до 700 тыс. руб. – ограничение свободы на срок до 3 лет

Часть 1 ст. 207.2:

Штраф от 700 тыс. руб. до 1.5 млн руб. – лишение свободы на срок до 3 лет

Часть 2 ст. 207.2:

Штраф от 1,5 млн руб. до 2 млн руб. – лишение свободы на срок до 5 лет

Часть 10.1 ст. 13.15 КоАП:

Штраф от 1,5 до 3 млн руб. с возможной конфискацией предмета правонарушения

Часть 10.2 ст. 13.15 КоАП:

Штраф от 3 до 5 млн руб. с возможной конфискацией предмета правонарушения

Субъект ответственности

Физические лица

Физические лица

Юридические лица

Орган, уполномоченный осуществлять расследование дела/составление протокола

Следователи Следственного комитета РФ

Следователи Следственного комитета РФ

Должностные лица Роскомнадзора

Орган, уполномоченный рассматривать дело

Мировой судья

Мировой судья

Мировой судья

Примечания

Обстоятельства, представляющие угрозу жизни и безопасности граждан - чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации (в том числе эпидемии) и иные обстоятельства, повлекшие (могущие повлечь) жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, окружающей среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 10, 10.1. 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ предусматривает более тяжкую ответственность для граждан, должностных лиц и юридических лиц

По мнению адвокатов Практики уголовного права и процесса «Инфралекс», новые составы преступлений оставляют значительное пространство для злоупотреблений правоохранительными органами в отношении граждан, которые в связи с введением режима карантина достаточно часто делятся неофициальной и непроверенной информацией о происходящей в России и за рубежом эпидемии как в мессенджерах, так и в социальных сетях. Аналогичная ситуация уже возникала ранее при введении уголовной ответственности «за репост», то есть при опубликовании на страницах социальных сетей различных материалов, которые впоследствии признавались экстремистскими.

Ужесточение наказания за нарушения при обращении лекарственных препаратов

Законодателем также введены дополнительные меры, направленные на сдерживание роста цен на лекарственные средства в связи с массовым недовольством граждан, которые столкнулись с экспоненциальным ростом цен на защитные средства и лекарства в ходе эпидемии коронавируса.

Статьей 14.4.2 КоАП РФ вводится ответственность для предпринимателей и иных субъектов за реализацию либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением правил в части ценообразования. Так, ответственность за совершение административного правонарушения может наступить в результате превышения предельных оптовых и розничных надбавок по отношению к фактическим отпускным ценам, установленным производителем лекарств.

Санкция за данное нарушение также является достаточно обременительной: для должностных лиц размер штрафа составит от 250 тыс. до 500 тыс. руб., для ИП и организаций – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарств за весь период правонарушения, но в пределах 1 года.

При этом законодатель также вывел нарушение правил ценообразования на лекарственные средства из сферы ответственности более общей нормы, предусмотренной ст. 14.6 КоАП РФ («Нарушение порядка ценообразования»).

Скачать