Под российским флагом

Возвратом российских судов под российский флаг озаботился Минтранс России. Он подготовил законопроект, по которому перевозки грузов, связанных с нефте- и газодобычей в акватории Северного морского пути и в российской части дна Каспийского моря, смогут осуществлять исключительно суда, плавающие под российским флагом. Правило должно начать действовать через три года после официального опубликования закона. Минтранс допускает бербоут-чартер иностранных судов с использованием российского флага и экипажа, однако иностранные суда должны вытесняться: с 2020 года использовать новые суда можно будет только в том случае, если они построены в России.
Фото: Depositphotos

Законопроект Минтранса, который пока не внесен в Госдуму, обсуждал сегодня Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Законопроект с громоздким названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования отношений в сфере транспорта при недропользовании» предусматривает поправки в целый ряд законов - в частности, «О недрах», «О континентальном шельфе РФ», в Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ).

Проект призван подвести под российскую юрисдикцию всю хозяйственно-экономическую деятельность на российском участке дна Каспийского моря. Предпосылкой для этого является особый статус Каспийского моря: оно находится в совместной юрисдикции Прикаспийских государств и не подпадает под международные конвенции, принятые в рамках ООН.

Поправки в КТМ определяют виды деятельности, осуществлять которые можно только с использованием судов под российским флагом. Это, в частности, перевозка в акватории Северного морского пути грузов и объектов, предназначенных для разработки и эксплуатации месторождений жидких углеводородов и природного газа, перевозка нефти и газа, добытых на российской территории, а также перевозка грузов, связанных с разработкой месторождений в российской части дна Каспийского моря.

На заседании Совета, за ходом которого наблюдала руководитель аналитической службы «Инфралекс» Ольга Плешанова, эксперты в целом положительно оценили проект. Они отметили, что регулирование предлагается «в духе практики, существующей в Евросоюзе», тогда как в США регулирование является еще более жестким. Опасения вызвали только международные обязательства России в рамках ВТО, поэтому Минтрансу было рекомендовано дополнительно изучить этот вопрос. 

Поделиться