Промышленная политика повышает ответственность - Новости - Инфралекс

Промышленная политика повышает ответственность

01.07.2015
Рубрика: Аналитика
Вчера вступил в силу закон «О промышленной политике в Российской Федерации» (закон № 488-ФЗ), принятый в декабре прошлого года. Это первый российский закон, в котором делается попытка комплексного подхода к регулированию промышленности. Закон во многом декларативный, но без него невозможны дальнейшие шаги по развитию различных форм господдерки российской промышленности. Закон предусматривает не только новые формы господдержки, но и условия об ответственности ее получателей.
Фото: Depositphotos

С принятием Закона новой и, возможно, основной формой господдержки становится возвратное финансирование, в том числе на конкурсной основе, с условием достижения определенных государством целевых показателей (ст. 10 Закона). До сих пор основным способом было финансирование из федерального бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе, предусмотренное бюджетным законодательством. При такой модели получатели господдержки, по сути, не отвечали за результаты ее использования.

Теперь для получателей субсидий, предусмотренных ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, установлены штрафы, если получатель не достигнет показателей эффективности, установленных при предоставлении субсидии. Размер штрафа будет эквивалентен сумме субсидии, то есть неэффективно использованные средства придется вернуть в полном объеме.

Закон предусматривает, что финансированием значимых инвестиционных проектов в сфере промышленности будут заниматься государственные фонды развития промышленности. В качестве альтернативы традиционному финансированию, например, во Внешэкономбанке, такие фонды будут предлагать финансовую поддержку в форме займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды (лизинга) (ст. 11 Закона). Фонды будут создаваться Российской Федерацией и ее субъектами как некоммерческие организации, участвовать в создании фондов смогут «организации, входящие в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности». Источником средств станет федеральный бюджет, а также «иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники». Целевые показатели эффективности для получателей средств из госфондов будет утверждать Правительство РФ.

Важной новеллой закона стала возможность заключения на федеральном и региональном уровнях специального инвестиционного контракта по созданию или модернизации производственных мощностей (ст. 16 Закона). Реализация такого контракта дает инвестору право на получение до 2025 года финансовой поддержки в виде льгот по налогам и сборам. Предусмотрена «дедушкина оговорка»: условия контракта не будут меняться в худшую для инвестора сторону даже при условии, если в течение срока реализации контракта законодательством будут введены новые запреты или ограничения. Для заключения специального инвестиционного контракта, однако, потребуется согласование его условий с многочисленным государственными органами, что может существенно снизить интерес инвесторов к таким контрактам.

Меняются правила об ответственности структур холдингов, задействованных в выполнении гособоронзаказа. Крупные российские корпорации и компании с госучастием (Ростех, Росатом, РЖД, ОАК) сейчас структурированы в многоуровневые холдинги. Это означает, что различные отраслевые направления их деятельности выделяются в отдельные структуры, которые имеют свои головные организации, замыкающие на себе основные промышленные активы. Эти головные организации, в свою очередь, принадлежат единой головной структуре – Корпоративному центру. Теперь по новому закону отраслевые головные организации холдингов оборонно-промышленного комплекса будут нести субсидиарную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение государственного оборонного заказа подконтрольными им организациями. Исключение могут быть сделаны федеральными законами (статья 22 ФЗ).

Материал подготовила партнер "Инфралекс" Лариса Гузь

Поделиться