Реформа наследственного права - Новости - Инфралекс

Реформа наследственного права

28.08.2017
Рубрика: Аналитика
В конце июля 2017 с подписанием Президентом федерального закона №259-ФЗ изменений в 1, 2 и 3 части Гражданского кодекса РФ дан старт реформе наследственного права.

Главной новеллой закона является введение в российское право понятия наследственного фонда, создаваемого гражданином при составлении им завещания у нотариуса с целью передачи после своей смерти в такой фонд части либо всего имущества, принадлежащего этому гражданину на момент его смерти.

Статья адвоката практики корпоративного права Ирины Зиминой.
Порядок учреждения и государственной регистрации наследственного фонда, установленный законом, позволяет практически сразу после смерти гражданина передать его имущество в управление фонду во избежание финансовых потерь и риска утраты активов в течение установленного законом 6-ти месячного срока между смертью наследодателя и получением свидетельства о праве на наследство наследниками.

Таким образом, закон выгоден прежде всего представителям среднего и крупного бизнеса и позволяет при жизни определить порядок управления всей или частью своего имущества после смерти, установить выгодоприобретателей имущества, которыми могут быть в соответствии с волей наследодателя как члены его семьи, так и различные организации (за исключением коммерческих) или граждане.

Раньше наши предприниматели активно использовали систему иностранных трастов для эффективного управления своим имуществом как до, так и после смерти. Предложенная законодателем модель может позволить избежать дальнейшего вывода активов наших бизнесменов за рубеж.

Рассматривая модель наследственного фонда, предложенную законодателем, следует обратить внимание на следующие проблемы.

Проблемы наследственного фонда

1. Неотчуждаемость прав выгодоприобретателей

Стоит отметить, что права выгодоприобретателей фонда неотчуждаемы, на них не может быть обращено взыскание по обязательствам выгодоприобретателя, при этом выгодоприобретатели не приобретают статус наследников ни по закону, ни по завещанию.

Несмотря на всю привлекательность модели фонда с точки зрения передачи имущества наследодателя в управление фонду сразу после его смерти следует отметить, что права гражданина-выгодоприобретателя фонда не переходят по наследству, то есть он может пользоваться имуществом фонда только в течение своей жизни. Права же юридического лица прекращаются в случае его реорганизации, за исключением случая преобразования. Таким образом возникает вопрос о том, что в случае, если выгодоприобретателями становятся, например, жена и дети наследодателя, то будут ли родившиеся после его смерти внуки также выгодоприобретателями в этом наследственном фонде, будет ли передаваться семейный бизнес далее внукам и правнукам? Представляется, что в случае юридически грамотно составленного устава фонда, где будут прописаны соответствующие условия управления им и правила определения выгодоприобретателей органами фонда, можно будет говорить и о сохранении семейного бизнеса в течение длительного времени.

2. Извещение нотариуса о смерти наследодателя

Необходимо отметить, что закон содержит значительный пробел в части процедуры извещения нотариуса о смерти гражданина, поскольку в соответствии с новым законом нотариус обязан направить документы о государственной регистрации наследственного фонда в течение 3-х рабочих дней со дня открытия наследственного дела после смерти гражданина в уполномоченный государственный орган.

Данная проблема будет устранена в случае принятия законопроекта № 193498-7 «О внесении изменений в федеральный закон «Об актах гражданского состояния», предусматривающего наделение нотариусов правом при совершении нотариального действия запрашивать и получать сведения из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, который должен заработать с 01 января 2018 года.

3. Формирование имущества наследственного фонда и условия управления им/ осуществление прав участников хозяйственных обществ

Закон не содержит указания на то, каким образом будет происходить правопреемство, например, долей в обществах с ограниченной ответственностью. Очевидно, что в данном случае произойдет столкновение интересов выгодоприобретателей наследственного фонда с правами участников хозяйственного общества, связанных с переходом прав на долю по наследству. Поскольку в соответствии с п.6 ст.93 ГК РФ доли в уставном капитале ООО переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью. Что делать, если уставом ООО переход права на долю к наследникам запрещен? Что будет происходить с фондом в таком случае? Будет ли фонд ликвидироваться в связи с невозможностью ведения фондом деятельности в случае, если доля в обществе является единственным имуществом фонда, или же выгодоприобретатели решат обратиться в суд за защитой нарушенных прав?

В соответствии с новым законом устав наследственного фонда и условия управления им не могут быть изменены после создания наследственного фонда. При этом согласно ФЗ №14 «Об ООО» участники общества вправе участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном Федеральным законом и уставом общества. А что если правила управления фондом идут вразрез с уставом общества? Как фонд может осуществлять голосование на общем собрании общества?

Душеприказчики/исполнители завещания/ доверительное управление

Закон значительно усовершенствовал порядок управления имуществом наследодателя после его смерти путем расширения обязанностей душеприказчиков (исполнителей завещания) и доверительных управляющих, в частности, появилась обязанность указанных лиц голосовать в высших органах корпораций таким образом, который указан в завещании. Кроме того, теперь у юридических лиц также появилась возможность стать душеприказчиком, что по мнению автора законопроекта П.В.Крашенинникова, значительно расширит рынок соответствующих услуг.

Заключение

В заключении следует отметить, что закон в течение 2-х лет с большим интересом обсуждали в юридическом мире, заранее называя его реформаторским и связывая с ним многочисленные надежды на прогрессивное обновление системы наследственного права в России.

В начальной версии закон предполагал ввести в российское наследственное право неизвестные нам ранее понятия, заимствованные из иностранного права: наследственный договор (между наследодателем и будущим наследником в отношении наследуемого имущества), совместное завещание супругов и наследственный фонд. Кроме того, предлагалось существенно усовершенствовать институт доверительного управления наследственной массой и внести значительные изменения в законодательство о нотариате в части упрощения процедуры принятия наследства и повышения эффективности принимаемых мер по охране наследственной массы и управления ей в период до определения круга наследников и принятия ими наследства.

В процессе обсуждения закона, в котором принимали участие и сотрудники Инфралекса , указанные новеллы подверглись серьезной критике со стороны представителей нотариата, практикующих юристов и адвокатов.

В результате из закона исключены положения о наследственном договоре, совместном завещании супругов, также не вошли в закон и предполагаемые изменения в законодательство о нотариате.
Поделиться