Споры о кадастровой стоимости - Новости - Инфралекс

Споры о кадастровой стоимости

01.07.2015
Рубрика: Аналитика
Пленум Верховного суда РФ (ВС) принял вчера Постановление № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости». Постановление опубликовано и является обязательным для судов. Специальные нормы об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости предусмотрены Кодексом административного судопроизводства, но он вступит в силу только 15 сентября. Ряд важных процессуальных вопросов ВС разъяснил уже сейчас, использовав при этом новые термины этого Кодекса, такие как «административный истец» и «административный ответчик».
Фото: Depositphotos

Из 32 пунктов Постановления наиболее важными являются десять.

Пункт 6. ВС поставил точку в вопросе о субъектном составе лиц, имеющих право обращаться с заявление в суд об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости. ВС разъяснил, что помимо собственников и обладателей иных ограниченных вещных прав к таким лицам также относятся арендаторы. В суд могут обращаться:

- арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- арендаторы недвижимого имущества, находящегося в частной собственности, если арендная плата рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости, и имеется согласие собственника на такое оспаривание.

До недавнего времени этот вопрос не был урегулирован в законодательстве, судебная практика складывалась неоднозначно.

Пункт 7. Введено понятие административных ответчиков. К ним относится орган исполнительной власти, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и территориальный орган Росрееста. Ранее в качестве ответчиков привлекались, как правило, кадастровые палаты субъектов либо Росреестр. Например, в Москве по подобной категории споров административными соответчиками будут теперь Правительство Москвы и Управление Росреестра по Москве.

Пункт 9. ВС разъяснил, что понимается под соблюдением досудебного порядка для данной категории споров (досудебный порядок является обязательным):

- Решение Комиссии (пересматривающей кадастровую стоимость объекта недвижимости) об отказе удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости;

- Документ, подтверждающий факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный срок.

Сам факт обращения в Комиссию не является доказательством соблюдения досудебного порядка. Учитывая загруженность указанных Комиссий, можно предположить, что сроки оспаривания кадастровой стоимости значительно возрастут.

Пункт 10. ВС исключил из перечня лиц, которые обязаны соблюдать досудебный порядок, индивидуальных предпринимателей (ИП). К этому ВС пришел путем толкования Закона об оценочной деятельности, предусмотревшего досудебный порядок только для юридических лиц. В отношении ИП, следовательно, ВС счел возможным применить общий режим, уставленный для физических лиц. Подпункт 6 п. 1 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства также разрешает физическим лицам обращаться в суд, минуя досудебный порядок, однако в Кодексе использовано понятие «гражданин».

Такое толкование может повлечь массовое переоформление прав на объекты недвижимости на ИП перед оспариванием кадастровой стоимости, так как в этом случае срок оспаривания уменьшается, процедура значительно сокращается.

Пункт 12. ВС разъяснил, на какую дату в отчете оценщика должна быть определена рыночная стоимость объекта недвижимости: это дата, по состоянию на которую был сформирован Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке. Ранее в судебной практике преобладала позиция, что такой датой является дата подготовки отчета оценщика, проводящего государственную кадастровую оценку.

Пункты 15 и 28. ВС разъяснил, как применяется новая кадастровая стоимость, установленная решением суда. Для целей налогообложения она применяется с 1-ого числа налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Для иных целей (определения выкупной стоимости или арендной платы для публичных земель) – с 1 января года, в котором подано заявление о пересмотре, но не ранее даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Пункт 19. Введено понятие судебного соглашения о примирении, которым может быть урегулирован спор о пересмотре кадастровой собственности. Таким образом, ВС допустил урегулирование публично-правовых отношений по кадастровой стоимости на основе трехстороннего соглашения заявителя (административного истца), органа исполнительной власти субъекта РФ, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки, и управления Росреестра.

Пункт 22. Впервые четко определен процессуальный статус оценщиков: оценщика, проводившего государственную кадастровую оценку, и оценщика, составившего отчет о рыночной стоимости спорного объекта. Оценщики могут быть привлечены в качестве свидетелей, подпадающих, в частности, под уголовную ответственность за дачу заведомо ложных показаний. Ранее оценщики выступали либо специалистами, либо ответчиками по подобным делам.

Пункт 25. ВС разъяснил, что в резолютивной части судебного решения обязательно должна быть указана дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, так как она влияет на период применения новой кадастровой стоимости. Для юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления такой датой будет являться дата обращения в Комиссию по оспариванию. Данную новеллу можно оценивать как позитивную, так как в этом случае срок применения новой кадастровой стоимости, установленной судом, значительно расширяется.

Разъяснения, связанные с положениями и терминологией Кодекса административного судопроизводства, будут применяться с 15 сентября, когда Кодекс вступит в силу.

Материал подготовил адвокат, руководитель практики "Земля. Недвижимость. Строительство" юридической фирмы "Инфралекс" Сергей Шумилов

Поделиться