Трасса М-11 «Москва – Санкт-Петербург» не проехала аудит - Новости - Инфралекс

Трасса М-11 «Москва – Санкт-Петербург» не проехала аудит

Проект строительства скоростной автодороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург» на участке 543-684 км (Новгородская и Ленинградская области) может подвергнуться изменениям. К такому выводу пришли участники сегодняшнего публичного обсуждения результатов независимого технологического и ценового аудита (ТЦА) проекта, проведенного компанией Deloitt. В заседании участвовал партнер юридической фирмы ИНФРАЛЕКС Алексей Попов. Вносить изменения в проект придется в условиях, когда концессионное соглашение о строительстве и обслуживании участка платной дороги уже заключено.
Публичное обсуждение ТЦА, организованное госкомпанией «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), стало первым в отношении проектов трассы М-11. Ранее состоялось лишь несколько публичных обсуждений ТЦА, не содержавших существенных замечаний. Особенностью сегодняшнего обсуждения стало то, что аудитор впервые подверг проект тщательной ревизии, прямо указав в заключении, что «вместо аудита пришлось заново переосмыслить основные технико-экономические параметры проекта». Выводы на заседании сделал Министр РФ Михаил Абызов: он призвал руководителя «Автодора» Сергея Кельбаха прислушаться к мнению аудиторов, выработать общие рекомендации на будущее, а по данному проекту либо договориться с концессионерами об изменении условий, либо выйти с предложением провести новый конкурс.

Концессионное соглашение о строительстве и обслуживании участка платной дороги М-11 с 543 по 684 км было заключено в ноябре. Участниками стали «Автодор» и компания «Магистраль двух столиц» (специальная проектная структура «ВТБ Капитала»). В заключении Deloitte, однако, выявлены существенные технологические недостатки проекта, снижающие пропускную способность трассы. Кроме того, аудиторы нашли резерв снижения затрат на проекте минимум в 6,3 млрд руб. (при общей стоимости 83,1 млрд руб.).

В ходе обсуждения представитель Deloitte подчеркивал, что при подготовке заключения аудитор не имел полноценного доступа к финансовой модели проекта. Однако даже без нее аудитор пришел к выводу, что уменьшение пропускной способности трассы (за счет сокращения числа полос и автомобильных развязок) будет выгодно концессионеру, который должен будет эксплуатировать построенную трассу. Условия концессионного соглашения предусматривают выделение эксплуатанту денежных средств на ремонт дорожного покрытия, и размер ассигнований зафиксирован. В случае, если затраты на ремонт окажутся меньше расчетных, остаток средств пойдет концессионеру в доход. Размер этого дохода может при определенных условиях превысить суммы, получаемые с автовладельцев за право проезда по трассе. Таким образом, концессионер объективно заинтересован в строительстве трассы и получении средств на ее ремонт, но не заинтересован в интенсивной эксплуатации дороги, высоком трафике и, соответственно, в необходимости реальных затрат на ремонт этой трассы.

Михаил Абызов счел важным вывод аудиторов о том, что концессионер в этом проекте сильнее заинтересован строить, а не эксплуатировать построенное. Это, по мнению аудиторов, ущемляет интересы и государства, и пользователей автодороги. В ответ на замечания представитель концессионера отметил, что при заключении соглашения он лишь принял условия, которые были ему предложены «Автодором».

Михаил Абызов попросил Deloitte подготовить общие рекомендации для концессионных соглашений. Они должны быть направлены на то, чтобы концессионер был заинтересован получать прибыль не только на стадии строительства, но и на стадии эксплуатации объекта. В отношении же участка трассы М-11, по мнению министра, надо проанализировать рекомендации аудитора в отношении увеличения пропускной способности – в частности, сооружение дополнительных развязок. В случае, если выводы аудиторов подтвердятся, уже заключенное концессионное соглашение необходимо будет изменить.
Поделиться