За российские дороги заплатит пользователь

26.12.2014
Рубрика: О компании
В канун Нового года партнеры ИНФРАЛЕКС и ЛЕКСАР поделились мнениями о юридических событиях, ставших в уходящем году наиболее значимыми. Помимо общеизвестных событий важной оказалась тема платных автодорог и взимания платы с тяжелых грузовиков. Европейский принцип «Пользователь платит» приобретает на фоне кризиса особую актуальность.
В политико-правовой сфере важнейшим стало вхождение Крыма в состав России и упразднение Высшего арбитражного суда, прекратившего работу 6 августа. Среди принятых законов следует отметить закон о банкротстве граждан, новый раздел Гражданского кодекса о юридических лицах и закон о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний.

Наиболее громкие судебные решения – о возврате в собственность РФ акций «Башнефти» (иск Генпрокуратуры к АФК «Система» был удовлетворен Арбитражным судом Москвы) и постановление Конституционного суда РФ по поводу третейских судов, вынесенное 18 ноября по жалобе Сбербанка. Конституционный суд не поддержал вывод Высшего арбитражного суда о том, что третейские суды, имеющие связь с участниками споров, заведомо нарушают принцип «объективной беспристрастности». Однако в определении от 9 декабря, касающемся третейского суда при «Газпроме», Конституционный суд сказал, что при проверке соблюдения принципа беспристрастности не исключается учет судом «организационно-правовых связей третейского суда со сторонами спора».

На передний план в условиях кризиса и санкций вышла политика импортозамещения и господдержки национального производства. Решать стратегические задачи предстоит путем масштабных изменений в антимонопольном законодательстве, законодательстве о промышленной политике, о госзакупках, а также в актах, связанных с участием России в ВТО. В регулировании концессионных отношений (основной формы государственно-частных партнерств) в 2014 году был сделан заметный шаг навстречу частным инвесторам – им предоставлено право проявлять инициативу и самим предлагать государству проекты для сотрудничества.

Самые известные концессионные соглашения касаются строительства платных автодорог. Скоростная трасса М-11 «Москва – Санкт-Петербург» и ЦКАД по решению Правительства РФ должны быть построены к Чемпионату мира по футболу 2018 года. В 2014 году был запущен процесс заключения концессионных соглашений в отношении третьего и четвертого участков ЦКАД, а также было заключено концессионное соглашение по 7-8 этапам трассы М-11. На днях в Подмосковье торжественно открылся головной участок трассы М-11. А самый первый объект, построенный в рамках концессионного проекта федерального уровня, был сдан в конце 2013 года – это платный обход Одинцова, дорога от МКАД до 33-го км трассы М1 «Беларусь».

Принцип «Пользователь платит» коснется не только платных дорог. В 2014 году продолжилась разработка системы взимания платы с тяжелых грузовиков, причиняющих вред дорожному покрытию. Вначале проект, анонсированный Правительством в 2013 году, касался только «двенадцатитонников» (транспорта грузоподъемностью свыше 12 тонн) и только на федеральных автомагистралях.

Концессионное соглашение на создание и запуск и эксплуатацию системы взимания платы стало первым и пока единственным, заключенным по решению Правительства РФ без конкурса. Объявленный конкурс был отменен до его завершения: опасение вызвало возможное участие в проекте иностранных производителей, потребовалась отработка механизма защиты национального суверенитета. В итоге в конце сентября 2014 года концессионное соглашение было заключено между Росавтодором и концессионером, выбранным Правительством, - ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». В группу консультантов концессионера в процессе заключения соглашения входили ИНФРАЛЕКС и ЛЕКСАР.

Систему взимания платы с «двенадцатитонников» планируется распространить на региональные трассы – такое решение принял Госсовет 12 ноября. Госсовет предложил также проработать вопрос о целесообразности взимания платы с транспорта грузоподъемностью свыше 3,5 тонн, причем на всех дорогах, включая муниципальные.
Поделиться