КОММЕНТАРИЙ АНАСТАСИИ ШАШКИНОЙ В СПЕЦВЫПУСКЕ: КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО
Во многих корпоративных сделках используются опционы, которые позволяют выкупить или реализовать долю в бизнесе при наступлении определенных условий, сохранять контроль в условиях санкций и определить дальнейшие действия в случае, если один из партнеров попадет под ограничения.
При продаже иностранного бизнеса опционы «колл» (то есть опционы, предоставляющие право на выкуп) очень часто использовались во второй половине 2022 – первой половине 2023. В этот период уходящие иностранцы, как правило, рассматривали возможность вернуться, особенно в сделках MBO (management buyout), по сути «доверяя» на время свой бизнес менеджменту.
Анастасия Шашкина, юрист практики Корпоративного права и сделок M&A, отмечает, что несмотря на ужесточение требований к опционам в нашей юрисдикции, возможность обратного выкупа российских активов по-прежнему включается в транзакционную документацию, подчиненную иностранному праву, поскольку стороны рассчитывают, что через несколько лет регулирование сделок с иностранным участием может измениться.
В рамках корпоративных договоров также используются штрафные опционы, дающие возможность выкупа актива по заведомо заниженной цене в случаях, определенных договором. Эксперт отмечает, что штрафной опцион не может использоваться в корпоративном договоре как инструмент разрешения deadlock ситуации в отсутствие нарушения со стороны участника, отчуждающего доли (акции) по требованию другого участника, при этом методика расчета заниженной цены продажи должна предполагать результат, соразмерный нарушению, кроме того, должен быть определен разумный срок, в течение которого штрафной опцион может быть реализован.