Комментарий Юлии Карповой в Legal digest Право.ru
В деле № А40-63202/2022 с клининговой компании взыскали штраф - 10% стоимости договора из-за плохого качества услуг. Три инстанции указали, что клининговая компания согласилась с размером договорной ответственности. Компания в жалобе ссылается на различный размер ответственности заказчика и исполнителя за нарушение договора, что ставит стороны в неравное положение. Кроме того, заявитель указывает на неправомерный расчет штрафа от общей суммы договора без учета его положений о промежуточных сроках исполнения обязательств. Экономколлегия рассмотрит это дело.
Партнер Инфралекс Юлия Карпова считает, что, вероятно, ВС обратил внимание на этот спор потому, что нужно исчислять штраф не от цены всего договора, а от стоимости услуг за период, когда допущено нарушение. Ежемесячная плата по двухлетнему договору составляла примерно 1,5 млн руб. При этом за нарушения, допущенные в двух месяцах, взыскали штраф — 3,6 млн руб. Это больше, чем стоимость услуг за эти два месяца. «Поэтому есть основания для вывода о несоразмерности штрафа последствиям нарушения», — полагает эксперт. Одним из возможных способов защиты права истца может стать не только штраф, но и пропорциональное снижение стоимости услуг. Верховный Суд может дать разъяснения относительно возможности или необходимости применения в таких случаях определенных способов защиты: снижение стоимости или взыскание неустойки— и их соотношения.