КОММЕНТАРИЙ МИХАИЛА ГУСЕВА В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ АДВОКАТСКОЙ ГАЗЕТЫ

ВС РФ опубликовал Определение по делу № 59-КГ24-2-К9, в котором разобрался, правомерно ли с пенсионера было взыскано в качестве неосновательного обогащения полученное им пособие по безработице.

Владимир Единак с 2018 г. является получателем страховой пенсии по старости. Однако в 2020 г. он обратился в Центр занятости Амурской области за содействием в поиске работы и получением пособия по безработице, при этом не сообщив, что уже является пенсионером. Центр занятости выплатил Владимиру Единаку пособие по безработице в размере 91 тыс. рублей, но затем взыскал эту сумму в судебном порядке. Суды трех инстанций встали на сторону Центра занятости, признав, что Единак незаконно получал пособие, поскольку статус пенсионера по старости исключает возможность получения пособия по безработице. Однако ВС РФ отменил судебные решения, указав, что форма заявления о содействии в поиске работы не требовала указания сведений о получении пенсии. Гражданин не был обязан самостоятельно сообщать о своем статусе пенсионера.

Руководитель практики разрешения споров, адвокат Инфралекс Михаил Гусев отметил, что затронутая в определении ВС РФ проблема возврата ошибочно выплаченных физическому лицу денежных средств в качестве пособия по безработице является актуальной, поскольку суды необоснованно возлагают бремя доказывания на ответчиков. В то же время сложившаяся практика подтверждает, что при отсутствии доказательств недобросовестного или неправомерного поведения со стороны гражданина с него не могут быть взысканы ошибочно выплаченные средства в виде пособий, зарплаты или иных выплат (определения ВС от 25 октября 2021 г. № 69-КГ21-11-К7; от 26 июля 2022 г. № 41-КГ22-15-К4).

Подробнее