Комментарий Марии Кот в рубрике Законодательство Право.ru

В последний год власти усиленно работают над урегулированием работы маркетплейсов. Депутаты готовят масштабные поправки, которые должны исправить «несовершенство действующей системы регулирования отрасли электронной коммерции». Юристы едины во мнении, что регулировать деятельность маркетплейсов действительно нужно.

Сегодня широкое обсуждение получил проект изменений в законы о торговле и о защите прав потребителей. Данный проект содержит специфические правила и ограничения для владельцев всех маркетплейсов, отмечает старший юрист антимонопольной практики Инфралекс Мария Кот. ФАС давно пыталась отрегулировать работу маркетплейсов. В июле этого года, например, закон о защите конкуренции дополнили понятием «цифровая платформа», ввели критерии наличия у таких платформ рыночной власти и дополнили правила анализа товарных рынков с целью определения сетевых эффектов деятельности платформ. В то же время новыми поправками вводится понятие маркетплейса, которое просто детализирует определение цифровой платформы, и презюмируется наличие у маркетплейса рыночной власти независимо от его оборота и других характеристик, обратила внимание Кот. Инициаторы законопроекта считают, что маркетплейс во всех случаях выступает сильной стороной правоотношений. Однако такое мнение противоречит действующему закону: для вывода о наличии у маркетплейса рыночной власти сначала нужно установить некоторые условия. Например, согласно закону о конкуренции годовая выручка маркетплейса должна превышать 2 млрд руб., а доля от сделок между продавцами и покупателями на платформе — 35% от всех сделок на соответствующем товарном рынке, напоминает Кот. Новый же законопроект чрезмерно ограничивает права всех владельцев маркетплейсов независимо от их масштаба и реальной возможности влиять рынок, констатирует эксперт.

Подробнее